Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Стихи Юлии Валерьяновны Жадовской стали известными еще при ее жизни. Многие из них вошли в гимназическую программу по литературе. На какие-то была наложена музыка и они стали романсами. Творчество Жадовской не только было популярно среди большого количества народа, но и популизировалось в учебных заведениях через учебники и хрестоматии. Несмотря на сравнительную известность, ее поэзия не была включена в канон, и уже в 20 веке о поэтессе мало кто помнил.
При всем при этом творчество поэта достойно для его изучения и не только потому, что Жадовская была одной из первых женщин, которая стала признанным писателями, наряду с Е. Растопчиной, В. Волконской, К. Павловой. Но и то, что ее творчество было и остается олицетворением изменения отношения к женщине в целом и женщине-литератору в частности. В работе следует внимательно изучить критическую оценку творчества, по мнению литературоведом того времени с современников ее творчество оценивалось неоднозначно. Критики не давали однозначной оценки дже одному и тому же стихотворению. Одни хвалили простоту слога, другие за это ее ругали.
Актуальность нашей работы определяется тем, что творчество Ю. В. Жадовской очень плохо изучено и требует более тщательного изучения. Детальное изучение творчества этого поэта позволит нам лучше понять литературные процессы, которые происходили в середине девятнадцатого столетия.
Целью нашего исследования является изучения методов и приемов описания природы в любовной поэзии Ю. В. Жадовской. Для достижения этой цели надо решить следующие задачи:
1. Определить, какое место занимает лирическое наследие Жадовской в общем развитии литературы, показать его историко-литературную и духовно-нравственную значимость.
2. Выделить ведущие мотивы лирики поэтессы и особенности их образного воплощения, отразившего мировидение Жадовской.
3. Выяснить основные композиционные особенности лирики поэтессы.
1. Поэтика лирических произведений
1.1. Версии биографии Ю.В. Жадовской и ее репутация в конце XIX века
Рецензируя произведения Жадовской, критики очень внимательно изучали биографию поэта. За основу брали ее образ и на основании его делали интерпретацию ее творчества. И это не только поэзия, но и проза и драматические произведения. Юлия Валерьяновна это женщина с очень тяжелой и печальной судьбой. В 1877 году в журнале «Древняя и новая Россия» в статье «Русские женщины-писательницы» П. В. Быков напишет об этой женщине, как о человеке безумно талантливом и безумно несчастном. Позже он будет автором ее посмертного некролога, где он подтвердит свои слова еще раз. В. П. Быков сильно сгущал краски относительно Жадовской, да действительно, у неё не складывались отношения с критиками, многие из почитателей поэзии смотрели на её стихи, как девичьи розовые мечтанья, её жизнь складывалась трагично, но это не основания, чтобы считать поэта соверщенно забытым и не кому не нужным. О биографии читатели узнают не через прессу, но через критику произведений. Но следует обратить внимание, что автор этих двух текстов по-разному описал реакцию общества на второй поэтический сборник. В статье 1877 года, говоря о критике, Быков отмечал: «Новое издание встречено было такими же единодушными похвалами, как и первое».
В биографии от 1884 года быков написал, что второе издание Жадовской отозвались всего два-три журнала, тем самым сделав акцент на неоцененности поэтессы. Там же в некрологе, который по сути пересказывал статью есть небольшой фрагмент жизни Юлии Валерьяновны.
Библиографы поэта считают, что небольшое дополнение важно. Так как замужество Юлии Валерьяновны окончательно сформировали ее образ.
Так, из биографии мы узнаем, что поэтесса вышла замуж только ради того, чтобы освободиться от материальной и нравственной опеки отца. Здесь же упоминается ее личное знакомство в Гапсале с Некрасовым, который «с сочувствием отнесся к ее дарованию».
В завершающей части очерка быков открыл завесу тайны, почему Жадовская покинула литературную среду. Оказывается, она не просто ушла в тень, чтобы писать в стол, а совсем прекратила свою литературную деятельность. Причина тому отсутствие внимание со стороны читателей и очень строгая критика.
Этот очерк-некролог был напечатан сначала в журнале «Живописное обозрение». Потом он вошел в посмертный сборник сочинений. Это версия считается официальной и все ее придерживаются. Эта версию позже была переопубликована П.А. Критским 1907 году.
Вторая версия биографии была озвучена в 1887 году. Она стала своеобразным опровержением предыдущей посмертной статьи о Жадовской. Автором второй версии стала двоюродная сестра и близкая подруга поэта Н.П. Федорова, она не просто подвергла критике очерк Быкова, но и обвинила брата Юлии П.В. Жаровского в сознательном искажении биографии сестры. По мнению Федоровой основания для этого были, дело в том, что усадьба в Костромской губернии была обещана в качестве наследства по завещанию ей. Это разозлило брата и он принял решение уничтожить память о сестре, поэтому он не стал сообщать достоверные сведения о жизни своей родственницы.
Если между собой сравнить биографию о Жадовской, в которой рассказывается о поэте все с о дня ее рождения до дня смерти, творчество Юлии Валерьяновны нельзя назвать биографичным. Там рассказывалась чувствах Ждановской и ключевых составляющей ее жизни, но внимание читателя не заостряется на отзывах критиков.
Если верить тому, что написано в статье, то получается, что Жадовская ждала нотариуса, чтобы завещать подруге издание сочинений и написание биографии, так как никто лучше нее не знал жизни поэтессы.
Это факт проверить трудно или даже сказать не возможно, но можно достоверно сообщить, что действительно Быков дал о Жадовской много не правды и ошибочных фактов.
Здесь можно начать с небольшой неточности в названии пансиона в Костроме, в котором когда то училась поэт. По мнению Быкова Юлия Валерьяновна идеализировала свою бабушку в романе «В стороне от большого света», но это не совсем так. или не имевшей места идеализации бабушки в романе «В стороне от большого света».
Двоюродная сестра указала на серьезный промах со стороны Быкова, в который указывал, что очерк «Житье-бытье на Корёге» принадлежит авторству Ю. В. Жадовской, но на самом деле он был написан совсем другим человеком. И что особенно странно было увидеть в очерке Быкова это причина смерти Юлии Валерьяновны, по его мнению она скончалась скоропостижно, а на самом деле она умерла при довольно странных обстоятельствах», а из-за припадков стеснения в груди, происходивших с марта по июль 1883 года.
Федорова так же была возмущена тем, что в своем очерке Быков написал, что Жадовская вышла замуж только, чтобы отделаться от назойливой опеки отца и не о какой любви в браки речь не велась. На самом же деле Юлия Валерьяновна любила мужа и его смерть окончательно подорвало ее здоровье
1.2.Лексико – стилистические особенности и жанровые своеобразия в лирике Ю. В. Жадовской
Лексика и стилистика лирики Жадовской обусловлена её мировоззрением. Взгляда на жизнь, мир, людей и события через призму своего таланта и жизненного опыта. Критики много и часто писали о шероховатом языке поэта, что он часто вял, что в нем нет выразительности и он прозаичен. Словом, по мнению критиков, стихи Жадовской были не интересны и скучны. Но следует так же отметить, что подобные оценки не были однозначными, и имелось место для другой точки зрения.
То, что действительно «бросается в глаза» - это простота и естественность. В стихосложении поэта на лицо краткость изложения и ярко выраженный язык, которым поэт доносил до своих читателей свои мысли. Автор достиг наглядности и мелодичности своих стихов. Именно простота и естественность упрощает слог, отметает сложные фразеологизмы, не всегда понятные иносказания и расплывчатые образы. Сложные и глубокие переживания, противоречивые ощущения личности оказываются у поэта выраженными ясно и точно.
Ритмика построения стиха у Жадовской ни кем не изучен. Она не делала открытий, но очень щепетильно относилась к тем приемам и наработкам своих коллег Лиричность Жадовской характеризуется сознательными эстетическим установкам. Эти установки не позволяли Жадовской, трепетно и аккуратно относится к системе рифмовке русского стихосложения. В отличие от лермотовской поэзии строфы Жадовской играли второстепенную роль, основная роль лежала на смысле текста. В тех стихах, в которых было стихотворениях строфическое деление поэт старался применять свой любимый прием – четверостишие.
Жадовская при написании своих стихов отказывалась от сложных способов рифмовки, а порой вообще отказывалась от рифмы и прибегала к такому приему как «белая рифма». «Белую рифму» Юлия Валерьяновна использует в своих произведениях со знанием и только в тех местах, где это действительно уместно. Рифмы самые обыкновенные, не заостряющие на себе внимание, позволяют сделать основной акцент именно на содержании стихотворения.
Стиль русской поэзии не стоял на месте, он эволюционировал и упрощался. В стилистике поэзии того времени поэты отдавали предпочтения языку из народа. Тому языку, на котором говорили обычные люди в обычных ситуациях. Эволюционные процессы занимают много времени, и пока литераторы нашли тот баланс, который необходим между массовым читателем и красивым слогом надо было пройти переходный этап. У основ этих изменений были такие поэты как: Н.П. Огарев, Е.П. Ростопчина, К.К. Павлова, Ф.И. Тютчев, Ю.В. Жадовская и другие. В это период творила и Жадовская. Она сохраняла лексику и стиль, которые были сформированы Пушкиным и Лермонтовым. В своем сочинительстве она шла по пути естественности и яркой наглядности. Поэт почти ни где не использовал гипербол или вычурных метафор.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамович Н.Я. История русской поэзии: от Пушкина до наших дней: в 2 т. Т.2. М.: Моск. изд-во, 1915.
2. Анастасиев А.И. Народная школа: Руководство для учащих в нач. нар. уч-щах. Симбирск: тип. А.Т. Токарева, 1890.
3. Аннин П.А. Свод гл. законоположений и распоряжений о нач. нар. учил. и учит. Семинариях. СПб.: тип. Глазунова, 1879.
4. Басистов П. Для разборов и письменных упражнений: хрестоматия для употребления при преподавании рус. яз. Курс 2-й. М.: унив. тип. (Катков и Ко), 1868.
5. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 12 т. Т. 10: 1846-1847 гг. / ред. и прим. С.А. Венгерова. СПБ.: тип. М.М. Стасюлевича, 1914.
6. Библиографическая хроника: стихотворения Юлии Жадовской // Финский вестник. 1846. Т. 11.
7. Библиографический указатель // Московское обозрение. 1859. №1.
8. Библиография: сочинения Ю.В. Жадовской // Еженедельное обозрение. 1885. № 64.
9. Бороздин А.К. Русская литература в 19 веке. Спб.: «Прометей» Н.Н. Михайлова, 1911.
10. Быков П.В. Русские женщины-писательницы // Древняя и новая Россия. 1877. Т.3. №9.
11. Быков П.В. Ю.В. Жадовская. Биографический очерк // Живописное обозрение. 1884. № 12.
12. Вдовин А.В., Лейбов Р.Г. Хрестоматийные тексты: русская поэзия и школьная практика XIX века // Acta Slavica Estonica IV. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение, IX. Хрестоматийные тексты: русская педагогическая практика XIX в. и поэтический канон. Тарту, 2013.
13. Волынский А.Л. Русские критики: лит. очерки. СПб.: тип. М. Меркушева, 1896.
14. Галерея русских писателей / ред. И. Игнатов. М.: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1901.
15. Гиппиус З.Н. Алый меч: рассказы: (4-я книга). СПб.: М.В. Пирожков, 1906
16. Голиков В.И. Русская хрестоматия. Курс третьего отделения. Ч. 1. М.: Изд. К. И. Тихомирова, 1905.
17. Григорьев А.А. Русская изящная литература в 1852 году // Сочинения Аполлона Григорьева. Т. 1. СПб.: тип. тов. Общественная польза, 1876.
18. Гусева М.А. Родная нива: Хрестоматия для низших классов средне-учеб. заведений, а также гор., уезд. и 2 классных нач. уч-щ. Ч. 1. СПб.: Синод. тип., 1909.
19. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений. Т.2. / ред. Вл. П. Кранихфельда. СПб.: т-во Просвещение, 1896.
20. Дружинин А.В. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 6. / ред. изд. Н.В. Гербеля. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1865.
21. Жадовская Ю.В. Нива // Стихотворения Ю. Жадовской. СПб.: тип. Э. Праца, 1858.
22. Жадовская Ю.В. Скоро весна! // Стихотворения Ю. Жадовской. СПб.: тип. Э. Праца, 1858.
23. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: в 2 т. Т. 2. / под ред. и с пред. М. Гершензона. М.: Путь, 1911.
24. И.С. Аксаков в его письмах. Ч.1. Учебные и служебные годы. Т.2: Письма 1848-1851 годов. М.: тип. М.Г. Волчанинова, 1888.
25. Иманаев М. Русское слово: Учебник русского языка для татарских школ, медресе и мектэб. Казань: тип. Имп. Каз. Ун., 1895.
26. История русской литературы в 19 в. Т.2. / ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского. М.: Мир, 1909.
27. Казас И.И. Краткий практический учебник русского языка для татар. нач. школ. Одесса: тип. П. Францова, 1873.
28. Кирпичникова Е.А. Новая книга для чтения: хрестоматия для приготов. кл. М.: тип. т-ва И.Д. Сытина, 1903.
29. Козин Е.В. Русская хрестоматия: для употребления в младших классах учебныз заведений Прибалтийского края. Рига: рус. тип. А.И. Липинского, 1874.
30. Козьмин К. Русская хрестоматия для городских и уездных училищ. Курс 1. М.: Салаева, 1877.
31. Критский П.А. Наш край: Яросл. губ. – опыт родиноведения. Я.: шк. комис. яросл. губ. земства, 1907.
32. Майков А.Н. Нива // Стихотворения А.П. Майкова. СПб.: изд. гр. Г.А. Кушелева-Безбородко, 1858.
33. Майков В.Н. Критические опыты (1845-1847). СПб.: журн. Пантеон лит., 1889.
34. Мизинова П. Новые данные к биографии Ю.В. Жадовской // Ярославские губернские ведомости. 1889. № 98.
35. Миловидов Г.А. Из родной поэзии: лит. хрестоматия: образцы смысловой разработки произведений на уроках объяснит. и выраз. чтения. 3-е изд. СПб.: бр. Башмаковы, 1908.
36. Михкельсон П. Русская азбука для эстов. Рига: русско-латышская тип., 1870.
37. Надсон С.Я. Литературные очерки (1883-1886). СПб.: о-во для пособия нужд. литераторам и ученым, 1887.
38. Незеленов А.И. О преподавании русской словесности. СПб.: Траншель, 1880.
39. На «Стихотворения» Жадовской // Библиотека для чтения. 1846. Т. 77. Отд. 6.
40. Новаковский В. Русская хрестоматия как пособие при преподавании грамматики отечественного языка. Кн. 1. СПб: тип. В. Безобразова и Ко, 1864.
41. Острогорский А.Н. Педагогические экскурсии в область литературы. М.: К. Тихомиров, 1897.
42. Памяти Жадовской //Одесский вестник. 1883. № 215.
43. Перевлесский П.М. Практическая русская грамматика. Введение и начала грамматики со сборником статей в стихах и прозе. СПб: тип. Иосафата Огризко, 1861
44. Писарев Д.И. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. 5-е изд. СПб.: Ф. Павленко, 1909.
45. Письма Ю.В. Жадовской Ю.Н. Бартеневу, 1845-1852 гг. // Щукинский сборник.
Вып. 4. М.: отд-ние имп. Рос. ист. музея им. имп. Александра 3, 1905.
46. Полное собрание сочинений Ф.М. Решетникова: в 2 т. Т. 2. / ред. и вступ. ст. А.М. Скабического. СПб.: книж. маг. П.В. Луковникова, 1904.
47. Полное собрание сочинений Ю.В. Жадовской // Русская мысль. 1885. Кн. 6.
48. Полное собрание сочинений Ю.В. Жадовской: в 4 т. Т. 4: Стихотворения и переписка. СПб.: изд. книгопродавца И.П. Перевозникова, 1894.
49. Поска М.И. Русская хрестоматия для эстонских начальных училищ с приложением русско-эстонского словаря. Ревель: изд. Т.А. Якобсона, 1891.
50. Пособие для устройства общедоступных научных и литературных чтений: хрестоматия для семьи и шк. / ред. и пред. проф. Н.Ф. Сумцова. Харьков: пед. отд. Харьк. ист.-филол. о-ва, 1895.
51. Правила и программы торговой школы В. В. Кузьмина и И. М. Громогласова. М.: типо-лит. М.Г. Грамакова, 1901.
52. Пуцило Н.В. В родном мире: хрестоматия для мл. классов сред. учеб. заведений: (чтение в классе и дома) / Сост. Н.В. Пуцило, М.М. Лебедкина. Ч. 2. СПб.: Петерб. учеб. маг., 1909
53. Пятковский А.П. Стихотворения Юлии Жадовской // Журнал министерства народного просвещения. 1859. № 6.
54. Савенко Ф.Г. Русская хрестоматия для учеб. магазин «Нач. шк.» Е.Н. Тихомировой, 1887.
55. Скабичевский А.М. Песни о женской неволе // Вестник Европы. 1886. Т.1.
56. Соколов В. Родная речь: русская хрестоматия для средних учебных заведений. Ч. 1. Для низших классов. М.: изд, кн. маг. В. Думнова, 1912.
57. Соколовский Н. Наша женская литература последнего периода // Светоч. 1860. №12.
58. Сочинения и переписка П.А. Плетнева: в 3 т. Т.2. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1885.
59. «Стихотворения» Юлии Жадовской // Санкт-Петербургские ведомости. 1858. №100.
60. Тарапыгин Ф.А. Родные заветы: хрестоматия. Ч. 1-4. Петроград: тип. И.В. Леонтьева, 1915.
61. Тарнавский А.И. Иллюстрированная хрестоматия, составленная из сочинений лучших русских писателей: для низших кл. гимназий, реальных уч-щ, учител. семинарий, гор. и сельск. двухклас. уч-щ: в 3 ч. Ч. 3. СПб.: Ф. Павленков, 1884.
62. Острогорский А.Н. Педагогическая хрестоматия. СПб.: изд. б. слушатели пед. курсов И.В. Казначеев и И.С. Симонов, 1907.
63. Тростников М.А. Методика русского литературного языка. Ч.1. Юрьев: изд. авт., 1913.
64. Учебные планы и программы Житомирской женской гимназии. Житомир: электр. типо-литогр. М. Дененмана, 1909.
65. Ушинский К. Родное слово: Год второй. Вторая после азбуки книга для чтения: для детей мл. возраста. 4-е изд. СПб.: тип. Ф.С. Сущинского, 1867.
66. Федорова Н. Воспоминание о Ю. В. Жадовской // Исторический вестник. 1887. Т. 30.
67. Филонов А.Г. Русская хрестоматия с примечаниями: в 4 т. Т.2. СПб.: тип. духов. журн. «Странник», 1863.
68. Фриденберг В.Э. Подвижная хрестоматия для 4 класса / сост. В.Э. Фриденбергом и И.Н. Розановым. М.: т-во И.Д. Сытина, 1917.
69. Цебрикова М.К. Русские женщины-писательницы // Неделя. 1876. №21-22.
70. Шафров И. Русская хрестоматия. Ч. 1. / ред. В.И. Голикова. М.: изд. К. Тихомирова, 1904.
71. Энгельгардт Н.А. История русской литературы XIX столетия. СПб.: А.С. Суворин, 1903.
72. Ю.В. Жадовская. Некролог // Женское образование. 1883. № 9.